Шахматы по правилам карточной игры
13 марта, 2010
АВТОР: Константин Рылёв
«Алиса» Бертона – недофильм. И в первую очередь из-за слабого сценария.
Добро – не доброе, зло – не злое. А никакое.
«О, потрясающий, честолюбивый, великолепный идиот! Слава тебе! В наше прагматичное время он доказывал, что играть в шахматы можно по правилам карточной игры. Правда, кто-то за спиной должен все-таки предохранять от окончательного разрушения… Рационализм одного финансирует идиотизм другого» (цитирую свой роман «Брачные игры»).
Бертоновская система рассыпается. Он разрушил систему Кэрролла, а свою не смог сделать, потому как ШАХМАТЫ ПО ПРАВИЛАМ КАРТОЧНОЙ ИГРЫ НЕ РАБОТАЮТ. Бертон перехитрил сам себя.
Собачий монстр Брандашмыг хватает девочку Алису. Добрая Мышь ему вырвала глаз. Алиса вернула глаз Брандашмыгу. Он за это помогает Алисе. Отвозит ее с мечом к Белой Королеве. И монстр остался на половине доброй БК. Ему никто не мстил за предательство.
Злая – Красная Червовая Дама. У нее все в красных сердечках (аллюзии с Тимошенко?) Красные сердечки – зло? Странно. Червовая Дама любит Валета и сомневается в каждом своем шаге. Зато добрая Белая Королева – без сомнений. Когда была в силе злая Червовая Дама – ее сестра Белая Королева – жила во дворце, который весь в сиреневых кустах. Когда власть отошла Королеве – она решила (по доброте?) сослать сестрицу на каторгу.
Шляпник-бунтарь когда пребывал в покоях злой Червовой Дамы – делал что хотел. Свои шляпы опять же. Приговорили его к казни, только за слишком активную «антигосударственную пропаганду»: «Долой Красную Ведьму!»
Запомнилась и микстура доброй Белой Королевы для уменьшения роста Алисы – из гнилых пальцев. Она не Ведьма?
В общем Бертон – все перемешал, добавив готики. Поэтому – все не белые или красные, цветные и т.п., а какие-то – серые. Этот невзрачный цвет доминирует в Стране Чудес. Волшебник Изумрудного Города – это ярко. А Серая Страна Чудес? Но здесь она именно такая: поросшая мхами, лишайниками и грибами. Поэтому когда 3D к самому носу приближает мхи и грибную плесень – противно.
Охотничью собаку – тоже никто не наказал – за перебежку на другую строну. Хотя собака типа рисковала семьей. В общем, зло и добро посерели у Бертона – до неразличимости.
Удачи-находки: их немного.
1.Когда Алиса уменьшалась или увеличивалась – платья оставались прежними. Но Бертон слишком часто эксплуатирует этот ход.
2. Любовь Чеширского кота к шляпе Шляпника. Он больше помогал Шляпнику – из любви к его Супершляпе. Сидел в ней во время казни. И потом все же (со скрипом) вернул. Голос Ширвиндта – очень гармонировал с котом.
И все. А несостыковок – вагон.
Кульминация – сражение Алисы с Бармаглотом. Ясно, что она существо – слабое, но по-женски непредсказуемое и в чем-то ловкое. Но побеждает чудовище вовсе не Алиса, а Меч. Ей так и сказали: «Держи крепче, он все сделает сам». И Бармаглот здоровался с Мечом, игнорируя Алису. Меч он уважал, зная, что битва будет именно с Ним (Феминистки! Ау! Где вы! Самое время протестовать!!!).
И действительно: никакой хитрости Алиса не придумала в битве (столкнуть куда-нибудь, заманить дракона в неудобное место). Но она только подпрыгнула, взхмах Волшебный Мечом – и голова Бармаглота с плеч. Меч победил!
Однако Алиса своего не упустит, ее сила в другом – в предпринимательской оборотистости. В финале картины побеждает бизнес! Алиса убедила папу ее несостоявшегося жениха вложить бабки в торговлю с Китаем. Ура! Осталось только продукт-плейсмент – там присобачить (у нас фирм по торговле с Китаем хоть отбавляй, в Англии – не меньше) .
Бранный день – не День битвы с Бармаглотом, а когда я поглядел эту «Алису» – серую во всех смыслах. Оттого и бранился.
Внешне у Бертона — все круто. Образы проработаны. Но неясности и неточности в правилах игры свели на нет его сильную работу, как художника. Бертон не смог стать творцом — полноценного мира. Мир его «Алисы» — сбоит, проседает, разваливается. На одной шляпе Деппа — не уедешь.
ЗЫ
Еще один крошечный плюсик – взрослую Алису Бертон подобрал похожей на реальный прототип (фото ее полно). Но это сомнительная удача, как для режиссера. Провалы – все нивелируют. Не спасла и джига-дрыга Деппа-Шляпника в стиле Майкла Джексона. Ведь и это, из-за недавней смерти поп-короля, смотрелось как-то грустно.
Пожалуй, с этим можно согласиться. Действительно, на Бартона возлагались надежды чего-то более и сверх, а после просмотра, честно говоря, не давала покоя мысль: «А я ожидал большего…»
Хотелось чего-то яркого, более насыщенного, какого-то контраста и, наверное, больше сказки.
Да уж, подмечены точно и плюсы и минусы, но это как-то все немного грустно.
Что касается «бизнеса» в конце фильма, так СЛАВА БОГУ! !! Нет наивного идиотского конца «жили долго и счастливо». Хороший пример детям. А то, что вы пишете …уж не зависть ли Бертону, все-таки он ТАМ с «багажом» фильмов и мультиков, а Вы здесь со своей статейкой..
нене.. слава-то, она слава конечно. но Воображариум Гильяма как то более четко выражает свою мысль, нежели Алиса свою.. одинаково ждал этих лент, потому сравниваю свои ощущения
А мне и моему сыну очень понравился фильм, нет-критике
Поддерживаю всеми своими конечностями.
Было бы неплохо просто переложить историю, без всяких там Брамарглотов. Ведь Алиса то что надо, и кошак клевый… а в итоге получилась хрень какая-то.